Как помочь ребенку освоить горшок?

Успешное приучение к горшку — это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно. Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения. Освоение малышами горшка является одной из животрепещущих тем практически для всех родителей. Всем хочется, чтобы ребенок научился пользоваться этим предметом быстро и легко экономя родительское время и затраты на памперсы, но мнения насчет возраста, когда начинать учить кроху справлять нужду в горшок, а также насчет самого процесса приучения встречаются самые разные.

С какого возраста приучать ребенка к горшку рекомендуют педиатры?

У каждого ребенка свой темп развития, а здесь важна именно физиологическая зрелость. Большое число родителей, отличающихся активностью и массой терпения, способны добиться определенных успехов в освоении ребенком присаживания на горшок еще до конца первого года жизни. И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пи-пи-пиканьем и а-а-аканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот — не совсем то, что нам нужно. То есть побудительным мотивом к горшку стимуляцией мочеиспускания должно быть ОСОЗНАНИЕ РЕБЕНКОМ физиологического явления (полный мочевой пузырь), а не словесные раздражители («пи-пи») со стороны взрослого.

Ребенок, который уже давно освоил горшок и успешно ходит на него, неожиданно по неясной родителям причине категорически отказывается это делать на втором году жизни, протестуя выгибается, не садиться на горшок, тут же ходит по-маленькому рядом. У малыша начинает формироваться естественный контроль работы выделительной системы, и он не хочет больше связывать свои физиологические нужды с ЗВУКОВЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЕМ исходящим от родителей.

Специалисты по детской психологии и ведущие педиатры утверждают, что малыш должен «дозреть» до очередного этапа своего взросления. Произойдет это в 1,5, 2 или 2,5 года заранее знать нельзя, так как все индивидуально, каждый ребенок – это личность с собственным потенциалом и возможностями, а до полутора лет, мы просто подносим его в нужное время, так сказать ловим этот самый момент. Стоит учитывать факт что контроль выделительных функций детским головным мозгом ориентировочно появляется в возрасте 2,5-3 лет. Формирование в раннем детском возрасте стойких условных рефлексов заканчивается к 3 годам.

Осознанно ребенок будет ходить на горшок после 1,5-2 лет, никак не раньше. Это усредненный возраст «горшковой зрелости» успешное и ненасильственное приучение происходит только тогда. Бывают детки, которые дозревают раньше или позже, но от педагогических способностей родителей это мало зависит. На основе таких норм возрастом для знакомства детей с горшком является диапазон от 1 до 3 лет.

Главным критерием, по которому определяют, в каком возрасте пора снимать подгузник, является готовность самого ребёнка к столь важным переменам в жизни. Никогда не ругайте, не кричите на ребенка, если он сходил в штаны. Вы можете его напугать и ребенок будет в дальнейшем бояться. Если ребенок сделал дела туда куда нужно, обязательно погладьте его по голове и похвалите.

С какого возраста приучать ребенка к горшку

Как понять, готов ли малыш к горшку?

Сухие подгузники

Ребенок может проходить больше полутора часа, не написав в подгузник. Это указывает на то, что он начинает во время бодрствования контролировать мочевой пузырь в течение более длительных периодов времени. Еще один признак — ребенок выделяет больше мочи за один раз.

Прогнозируемые дефекации

У ребенка регулярный, хорошо сформированный стул, появился определенный режим, ребенок какает примерно в одно и то же время (утром, после завтрака, после тихого часа или перед сном), то это очень хороший признак. Количество дефекаций ночью сокращается.

Осознание туалетных привычек

Если ребенок очень экспрессивно рассказывает о «ка-ка» или «пи-пи» или кряхтит и приседает, умеет показать родителям свое «хочу в туалет» словом, звуком или жестом, это указывает на то, что можно начинать приучение к горшку. Ребенок также может быть застенчивым и хотеть остаться наедине во время испражнения — это еще один знак, что он готов.

Дискомфорт от подгузников. Умение обращаться с предметами гардероба.

Малыш испытывает дискомфорт от мокрых/запачканных подгузников. Очень точный признак, что время горшка приближается. Он или выражает недовольство, или дергает подгузник, или может попытаться его снять самостоятельно. Для ускорения понимания связи «пописал — попа стала мокрой» опытные мамы летом используют вместо подгузников трусики. Без посторонней помощи снимает штанишки и трусики. Необходимый навык для вчерашнего младенца, без этого успеть вовремя на горшок довольно сложно.

Интерес в отношении других людей, которые пользуются туалетом

Как понять, готов ли малыш к горшкуРебенок может проявлять интерес к вашим туалетным привычкам. Если он смотрит или задает вопрос, это означает, что он хочет попробовать и сам. Почему это важно? Ребенок начинает понимать, связывать ощущения своего тела с происходящими процессами. Что это за предмет — горшок, какая функция у унитаза?

Ребенок хорошо понимает обращённую к нему речь. Малыш может совсем не говорить, но при этом имеет достаточно большой пассивный словарный запас. Для успешного приучения к горшку слова, обозначающие «пописать» и «покакать», должны уже присутствовать если не в речи ребенка, то в разговорах с ним родителей. Кроха должен осознавать, что таится за этими словами, и различать оба процесса.

Способность садиться и вставать с горшка

Еще один навык, которым придется овладеть до приучения к использованию горшка (или детского сидения в туалете). Это не всегда легко дается — сесть точно на горшок, сделать это ровно, не перевернув его и не упав самому. А нужно еще и встать! Малыш достаточно координирован и может держать равновесие.

Это признаки подтверждающие готовность ребенка к приобретению данного навыка как с физиологической, так и с психологической стороны. Несвоевременная попытка избавления от подгузников может затянуть процесс (и сделать всех его участников несчастными). Так устроен организм ребенка и все принципы воспитания и обучения должны быть основаны на законах физиологии.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и не физиологическими поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста — энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез.

Как выбрать детский горшок

Широкий ассортимент представленных изделий, маркетинг преуспел и в этом сегменте санитарно-гигиенических товаров, может вызвать у родителей состояние легкого замешательства. Лучше всего прислушаться к советам и рекомендациям специалистов, которые позволят сделать выбор по-настоящему удобного и безопасного горшка для ребенка, а не делать покупку только с ориентацией на яркий дизайн.

При покупке учитывайте в первую очередь возраст ребенка, он указывается производителем на детском горшке, что влияет на размер отверстия. Обязательно чтобы выбираемый товар который контактирует с нежной кожей малыша был сертифицирован.

Устойчивость — важный критерий ведь вестибулярный аппарат ребенка еще не настолько окрепший, а шустрости хоть отбавляй. Для этого важна достаточная плотность качественного пластика, который считается наиболее практичным, наличие подставки для ножек, что дает дополнительное преимущество при вставании, он не будет прилипать к попе ребенка, нескользящее покрытие из резины на опорной части горшка.

Практичность, наличие ручки, комфорт для ребенка, удобство для родителей выражающееся в переноске и легкости тщательной дезинфекции.

Выбирая горшок, не нужно забывать, что он обязательно должен понравиться ребенку, а это, кроме вашей терпеливости, повлияет на то как быстро он на него сядет самостоятельно. Делайте выбор вместе предложив ему варианты из отобранных вами, ведь родители знают, от чего придет в восторг их ребенок, на несколько лет он только его предмет гигиены.

По типу детских горшков их можно разделить на обычные классической формы, горшок-кресло и разновидности дорожных для любителей путешествий с малышом. Компактность и многофункциональность последних, возможность использовать как сидушку одноразовые сменные наполнители и многоразовые силиконовые вставки, здорово облегчают жизнь родителей в дороге.

Горшок-кресло это прежде всего комфорт и эргономичность. Он выполнен в виде стульчика имеет удобную спинку и съемную вставку с продуманной формой отверстия, что не усложняет его мытье.

Есть еще один современный тип — горшок-игрушка, но здесь есть спорные моменты. Педиатры считают, что если в таковом большое количество отвлекающих деталей и дополнительных спецэффектов, это затягивает естественный процесс, все таки играть и получать от этого удовольствие малышу нужно в другом месте.

Учитываем пол ребенка

Главное правило при выборе горшка – его подбор в строгом соответствии физиологическим параметрам ребенка. Для девочек нет жестких ограничений, хотя считается что круглый горшок все же лучше, поскольку на нем можно сидеть со сведенными ножками. Горшок для мальчика в идеале должен иметь выступ спереди, разделитель для ножек со специальной выемкой для полового органа – тогда последний не будет зажат, а окажется в естественном положении, что делает его удобным и правильным с точки зрения особенностей его анатомии. Малыш сидит на таком горшке в удобной для мальчиков позе наездника, а выступ защищает окружающее пространство и одежку от непроизвольного разбрызгивания.

Как выбрать детский горшок

Обучение и закрепление навыков

Главное правило, которое следует обязательно соблюдать: ни в коем случае не ругайте кроху за то, что у него пока что-то не получается, и не пытайтесь форсировать события. В последние несколько десятилетий специалисты и родители во многих странах мира все чаще отдают предпочтение процессу приучения к горшку, ориентированному на ребенка. Ничего критического, конечно, нет в том, чтобы высаживать хоть с рождения. Но это не про ребенка, это про маму. Физиологически сдержать позыв ребенок способен не ранее года.

Эта методика подчеркивает важность приобретения признаков готовности: физическая способность сидеть и ходить в сочетании с умением понимать и использовать слова, описывающие простейшие действия и желания, подражание другим и стремление к самостоятельности перед началом обучения, и не приемлет давления на ребенка. Считается, что эти навыки как и «ощущение мочевого пузыря» которое у девочек появляется раньше, полностью формируются к 18-24 месяцам и темпы обучения корректируются в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Если ребенок готов — начните знакомиться с горшком. Для начала, найдите для него место в пределах видимости и досягаемости ребенка, например, на полу в детской комнате. Покажите, что на нем можно сидеть, как на стульчике, пусть рядом будут любимые игрушки. В процессе обучения, ориентированного на ребенка, необходима позитивная составляющая процесса. Желательно сразу продемонстрировать для чего используется этот предмет, употребить слова “писать” и “какать”, указав малышу на его будущий туалет.

Малышу достаточно несколько раз за сутки по 5 минут посидеть на горшке, чтобы свыкнуться с ним, первые разы это можно делать в одежде, потом и без подгузников отказавшись от них дома. Затем сразу станет понятно, готов ли он уже к использованию этого предмета по его прямому назначению или вы поторопились. В самом начале приучения подносите горшок во время позывов к процессу, тем самым закрепляя то что ему становится удобным. Большинству детей требуется интимная обстановка, присутствие одного родителя, отсутствие посторонних звуков и отвлекающих факторов. Помогайте ребенку лучше понимать свое тело. Уважайте его чувство голода и сытости. Интересуйтесь его потребностями «ты хочешь пить/есть/в туалет?»

Процесс испражнения для ребенка приносит естественное удовольствие. Не нужно лишать его этого всякими искусственными стимуляторами в виде подарков и аплодисментов. Вы можете показать свою искреннюю радость, подчеркнуть, что это малыш проделал сам и вот как здорово он теперь умеет — это будет хорошей мотивацией. Способность ходить на горшок – не вопрос просто умения или понимания, как и куда это делать. Это вопрос физиологической зрелости, способности мозга и нервной системы подавать сигнал о потребности к испражнению, осознание и умение сдержать этот позыв.

Чего делать точно не стоит:

  • Наказывать и стыдить.
  • Удерживать силой и хитростью на горшке, пока ребёнок не сделает свои дела.
  • Покупать интерактивные горшки.
  • Устраивать из похода на горшок событие дня.

«Неожиданности» неизбежны. Если происходит неизбежный сбой или «неожиданность», родителям следует проявить уверенность в успехе, что в следующий раз ребенок попросится на горшок. Если это случилось ребенка нельзя ругать. Родители должны отнестись к этому спокойно и во время уборки направить усилия на то, чтобы подбодрить ребенка. Психологи убеждены в том, что самые эффективные методы обучения маленьких детей чему-либо – игровой и подражательный — возьмите это за основу на будущее. Часто у детей после раннего приучения к горшку и потери условного рефлекса образуются негативные эмоции из-за того, что родители упорно высаживают их на горшок. Поэтому повторное приручение должно быть мягким, базирующимся на подражании и поощрении. Для его осуществления может потребоваться спрятать горшок на неделю-полторы, а потом снова достать и начать все сначала не исключена и покупка нового. Возможно придется сажать “писать” игрушки вплоть до собственного примера, объяснять ребенку, зачем нужно ходить в туалет в специальное приспособление, поощрять его за сухие штанишки.

приучаем малыша к горшку

Все действия должны быть последовательными. Главное для родителей — вести себя грамотно и уверенно. Именно от этого зависит, насколько гладко и безболезненно для всех пройдет данный процесс. Ребенку может потребоваться несколько недель на повторное привыкание к горшку.

Сфера приучения к горшку тесно связана с интимно-сексуальной, поэтому в этом деле нужно все делать очень аккуратно, постепенно и ждать готовности. Все, что связано с телом ребёнка — это про интимные границы, про ощущение себя и своих потребностей, про удовольствие от процессов, которые с ним происходят (или неудовольствие). Если ребенку внушить стыд или вину за физиологию, то это отчуждает его от своего тела, понимания его потребностей, радость от своего физического «я». Ну а сексуальность начинается со здорового отношения к своему телу.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ если заметили слишком частое мочеиспускание ребенка днем или ночное непроизвольное мочеиспускание сохраняется после 3 лет, это может говорить о патологии. Под маской энуреза скрываются многие урологические проблемы: врожденные аномалии развития мочеполовых путей, воспалительные заболевания мочевыводящих путей, функциональные нарушения мочеиспускания. Поэтому если у ребенка, несмотря на все попытки приучить его к горшку, сохраняется неконтролируемое мочеиспускание (днем после 3-летнего возраста, ночью — после 5-летнего), желательно обратиться к врачу.

Проблема нарушения мочеиспускания находится на стыке урологии и неврологии, и многие родители не знают, какому специалисту нужно показать малыша.

Обследование необходимо начать с уролога, который проведет непосредственный осмотр наружных половых органов у мальчиков. Это позволит исключить такие заболевания, как фимоз, баланопостит, водянка оболочек яичка, неопущенные яички (крипторхизм). У девочек первичный внешний осмотр также может провести уролог. Если у него появятся подозрения на патологию развития мочевыводящей системы, малышку направят на прием к детскому гинекологу.

Пользоваться туалетом — такой же навык, как умение ползать, держать в руке предмет, ходить или разговаривать. И рано или поздно — всему свое время, все дети этому учатся. Дорогие родители учитесь же и вы быть терпеливыми, уверенными и вести себя грамотно — вы же уже через это прошли.

учим ребенка Пользоваться туалетом